Мы работаем со следующими актуальными платформами: LEGO Mindstorms Education EV3 На первой ступени основной школы (5-6 класс) дети должны познакомиться с основами робототехники и научиться решать три базисные задачи роботостроения:
Трудно найти ребенка этого возраста, который хоть раз в жизни не держал бы в руках конструктор LEGO. И так как обучающиеся уже знакомы с элементной базой, то и задача конструирования сразу упрощается в соответствии с главным принципом LEGO: «Всё друг другу подходит». Мощное программное обеспечение с визуальным языком программирования EV3-G на базе LabView и готовые интуитивно понятные пособия по сборке обеспечивают максимально удобные условия для совершения первых шагов в робототехнике. Для развития особо любознательных LEGO MINDSTORMS EV3 может быть запрограммирован на других графических и текстовых языка, например Robot C или Python. При этом, такой робототехнический блок удобно встраивается в пропедевтический курс информатики и позволяет подготовить обучающихся не только к курсу программирования в более старших классах, но и обеспечить освоение основ естественнонаучного цикла наук. Блок робототехники становится прекрасным модулем технологии, а отдельные проекты могут быть использованы для измерений на физике, биологии, химии и моделирования в том числе на предметах гуманитарного цикла. ScratchDuino / РОББО На второй ступени (7 класс) необходимо подготовить учащихся для работы с программируемой платой Arduino. В частности, нужно организовать, как с методической, так и с дидактической позиции, гармоничный переход от визуального программирования к кодовому (текстовому). Для этого можно использовать платформу ScratchDuino совместно с надстройкой Ardublock для среды Arduino IDE, в которой построение визуальной программы автоматически дублируется текстовым кодом. Более того, отладку программы становится гораздо проще делать уже в самом коде, а не изменяя параметры визуальных блоков. В процессе работы со ScratchDuino / РОББО ученики знакомятся с азами более продвинутой робототехники на платформе Arduino и с текстовым объектно-ориентированным языком программирования на языке Wiring (C++ с дополнительными библиотеками). В отличие от рассмотренного набора Lego Mindstorms Education EV3, акцент здесь ставится не на конструкторскую и элементную базу, а на создание алгоритмических конструкций и формирование программистской культуры. Кроме того, открытая архитектура аппаратного и программного обеспечения позволит уже на этом этапе углубиться в более сложные вопросы робоконструирования и программирования для ребят, идущих с опережением. Платформа может быть бесконечно расширена с помощью Arduino-совместимых датчиков или электронных компонентов. Arduino / Espruino На третьей ступени (8-9 классы) уже в полную силу начинает работать идея использования робототехнических решений в ходе изучения естественнонаучных дисциплин на более высоком уровне, с более сложными задачами. Здесь речь идёт об уходе от игровых ситуаций и моделирования к созданию реальных решений, в том числе для Интернета вещей (IoT) и "умного" дома. К тому же наборы, включающие в себя плату Arduino, требуют более глубоких знаний не только по робототехнике, но и по физике, информатике, математике и позволяют решать гораздо более широкий спектр вопросов. Данная платформа позволяет обращаться к аппаратному обеспечению с помощью низкоуровневых функций, например, через программирование на языке С или языке релейной логики LAD. Платформа Espruino выполнена в том же форм-факторе, что и Arduino, и с тем же основным напряжением, поэтому их платы расширения и датчики совместимы. Однако, представленная в России плата Iskra JS оснащена более мощным процессором STM32 и большим объёмом памяти, чем популярная Arduino Uno, и легче интегрируется с сетевыми сервисами благодаря программированию на языке JavaScript. |
Наши партнёры
Контакты от издательства Лаборатория знаний
Салахова Алёна Антоновна (arduino@pilotlz.ru) - ведущий методист по робототехнике (основной профиль: Arduino/Espruino).
Тарапата Виктор Викторович (vvteach@pilotlz.ru) - консультант проекта.
Фото Елизарова А.А., Салаховой А.А.
|